Мифы. Домыслы. Враньё

Материал из Unknown Fleet
Перейти к: навигация, поиск

Завеса секретности, существовавшая в советские времена вокруг флотов СКИ ОМЭР АН СССР и ТОГЭ, в наше время привела к появлению множества ошибочных, противоречивых, а то и просто высосанных из пальца "фактов" из истории этих флотов, всевозможных утверждений об их назначении и роли. При этом авторы таких утверждений, как правило, не озадачиваются доказательствами или ссылками на достоверные источники.

Участие судов СКИ ОМЭР в испытаниях баллистических ракет

Форум Chery-Club: 17 научно-исследовательских судов работали в Службе космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР. Корабли обеспечивали управление полетами пилотируемых космических аппаратов и орбитальных станций, связь с экипажами и спутниками, траекторные и телеметрические измерения, участвовали в испытаниях баллистических ракет

Суда СКИ ОМЭР никогда не участвовали в испытаниях баллистических ракет. Это было основной задачей соединения кораблей ТОГЭ

Околонаучная писанина о флотах СКИ ОМЭР и ТОГЭ

Попался мне в поиске "научный труд", способный надолго ввести в ступор желающих что-либо узнать про суда космической службы: Данченков М.А., "НАУЧНЫЕ СУДА РОССИИ", глава 4.5. "СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАКЕТНЫХ ПУСКОВ (КОСМОФЛОТ)" на неофициальном, "народовском" сайте ДВНИГМИ (Дальневосточного научно-исследовательского гидрометеорологический института)

Это надо же так заморочить голову себе и читателям! Автор свалил в кучу всё: суда СКИ ОМЭР, корабли ТОГЭ, поисковики 8-й ОПЭСК, приплёл к ним "Урал". Других ляпов - не счесть и не прокомментировать, объём исправлений будет равен объёму всей главы. Уважаемый автор, просто загляните на сайты и форумы МКФ, ТОГЭ и НИС КГД!

Совет: встретив в сети название статьи "НАУЧНЫЕ СУДА РОССИИ", слово "КОСМОФЛОТ" и упомянутое имя автора - не верьте автору! Ссылку на сайт не даю, дабы не подымать его рейтинг.

"Урал" (ССВ-33), как корабль сопровождения космических полётов

Ещё одно заблуждение. "Урал" никогда не работал "на космос" и не был для этого предназначен, хотя, вероятно, и был способен на это. "Урал" - разведывательный корабль с печальной судьбой, принадлежавший 38-й бригаде разведывательных кораблей ТОФ (ОСНАЗ), после постройки ни разу не работавший по назначению, долго гнивший в бухте Абрек на Дальнем востоке и разобранный на металлолом на заводе "Звезда", г. Большой Камень, Приморский край. Z 03e1dc14 .jpg

"Академик Владислав Волков"

Гостевая сайта НИС: Судно "Академик Владислав Волков" не было разобрано СРЗ «Судоремонт-Балтика» а продано америкосам, после чего затоплено в координатах 24°27' с. ш. 81°44' з. д. под именем "USNS General Hoyt S. Vandenberg"

Миф об этом "Академике", как о советском научно-исследовательском судне - самая забавная и распространённая сказка. Пустил её в ход Голливуд, выпустив на экраны ужастик "Вирус", действие которого происходит на брошенном в океане советском большом "космическом" судне "Академик Владислав Волков". Внимательный и хотя бы немного знающий имена советских космонавтов зритель, конечно, может сразу понять прикол с названием судна 3570942594 2d7f06a7c8 o.jpg

НИС "Космонавт Юрий Гагарин" был в два раза больше "Титаника"

Откуда пошло гулять это утверждение, мне известно. Автор поправил свою статью. Но копии гуляют по свету: "Гагарин больше Титаника!"

Для справки: "Титаник" имел водоизмещение 52 310 т. и длину 269 м., "Гагарин" - 45 000 т. и 231,6 м

Titanic vs Gagarin.png

Путаница с именами кораблей до их перестройки

На некоторых форумах, том числе весьма популярных, вроде MMFLOT.RU и форумах Балансера, и даже в справочнике Jane's до сих пор можно встретить ошибки наименований судов и кораблей СКИ ОМЭР и ТОГЭ до их перестройки. Например, авторитетно утверждают, что НИС "Космонавт Георгий Добровольский - это бывший "Семён Косинов", а КИК "Чумикан" - это "Долгощелье" (см. статью Миф о "Долгощелье").

Возможно, эта путаница мало кого волнует, но историческую точность надо всё-таки соблюдать. На сайтах НИС КГД и ТОГЭ информация о наименованиях вполне достоверна. Верьте тем, кто на этих судах и кораблях служил.

Ошибки в составе кораблей - участников операции по спасению БОРа-4

Понятно и обидно, что со временем память подводит многих. Читая статьи в сети или книги, касающиеся флотов СКИ ОМЭР и ТОГЭ, многое приходится проверять и уточнять.

Например, на сайте BURAN.RU (веб-мастер В.Лукашевич) сообщается, что БОР-4 (беспилотный орбитальный ракетоплан) с воды поднимало некое судно "Петропавловск". А в книге "Космические крылья" (автор тот же В.Лукашевич) есть фото, где в районе работы по БОРу-4 запечатлён якобы БПК "Петропавловск".

И там, и там - ошибки. БОР-4 и в 1982-м, и в 1983-м поднимал с воды ПСК "Ямал". А на фото из книги изображен БПК "Ташкент". В остальном книга хорошая!

Bpk.jpg

Корабли ТОГЭ и потерявшаяся баржа Зиганшина

В одном из документальных фильмов о РВСН сообщают, что поиски четверых солдат-строителей на барже, в шторм оторвавшейся от берега, и проведших в океане 49 дней без воды и пищи, были прекращены из-за испытаний МБР. Эту же версию со смаком повторили в фильме телеканапа "Россия", а затем и в Википедии.

В связи с этим откуда-то возникло предположение, что корабли ТОГЭ, участвовавшие в испытаниях, могли подобрать терпящих бедствие солдат.

Да, дрейф баржи совпал по времени с первым успешным пуском МБР на предельную дальность (20 января 1960 г.) и корабли ТОГЭ в это время находились в районе падения головной части МБР. Вот трасса дрейфа баржи и маршрут кораблей ТОГЭ в точку работы. Даты похода кораблей ТОГЭ приводятся по книге В.Гаранина, штурмана КИК "Сучан":

T-36.jpg

Очевидно, что в район испытаний баржа не попала. Могли ли корабли ТОГЭ подобрать потерпевших, возвращаясь на базу - это из разряда предположений. Результаты официального расследования неизвестны (1960-й год!)